Не секрет, что я пришел к танкам, когда поднадоели самолеты в Игре Ил-2 Штурмовик, и давно имею мечту полетать на самолете за штурвалом.
Итак...
Тюменская область, за г. Тобольском с. Уват (от Тюмени около 350-370 км.). Там аэроклуб, один из немногих дейстувющих. Тренируются и спортсмены-парашютисты и летчики-акробаты.
Виталик (t00) пробил, что в субботу 18-го будут летчики на Як-52, узнал, что стоимость 10 минут - 2000 руб.
В Увате у него родственники, поехали туда. Подъезжаем к полю - самолет летает - жужжит почти постоянно. Такие вензеля выписывает! Приехали на поле, подошли к летчикам, те отправили к Руководителю Полетов (РП), он повторил сумму, сказал прийти через час. Пришли через час, самолет как раз садится. Смотрим - пипец с какой скоростью вниз несется у земли выравнивается и бежит по взлетке, затем подруливает к стоянке.
Я до этого почитал узнал, что у некторых даже самых крутых экстремалов спортивный самлет вызывает тошноту - это нормально, здесь ничего такого нет. С первого раза нетренированный организм может и осечку дать. Также что перегрузки бывают большие, можно и сознание потерять. Чтобы кровь от головы сильно не оттекала, нужно напрягать живот и ноги. Сам про себя думаю, как у меня с желудком? - не подкачает-ли?!
РП говорит вот ваш инструктор - все по полету - с ним, полет минут на 15 - итого на 3000 руб. Я сразу инструктору говорю, что мне самое главное - самому порулить. Он говорит - не проблема. Взлетим займем эшелон 1200, дам управление. По тому как чувствуешь управление буду давать делать покруче. Поговорили про игру Ил-2, он сказал, что одна из самых правильных, самолеты ведут себя как надо.
Говорит, что будет от простых фигур к более сложным, а там по моему самочувствию. Сказал, что хочет отработать штопорную бочку, давно не делал.
Самолет заправили.
Меня даже не понюхали! (но я был абсолютно трезв и накануне немого вина попил и всё)
Залез в заднюю кабину. Сел. Сначала застегнули парашют. Объяснили, что парашют самовытягивающийся, кольцо дергать не надо. Застегнули и отрегулировали потуже привязные ремни. Показали как их экстренно расстегивать. Показали как открывается и как закрывается фонарь кабины. Пояснили, что во время полета может открываться фонарь кабины, потренировался закрывать одной рукой. Сказали, что открытый фонарь - ничего страшного, просто неприятно, они курсантов вообще вывозят, заставляют открыть фонарь и летят перевернутыми, чтобы те не боялись.
Показали куда ставить ноги, где держать руки, т.к. некоторые хватаются за что ни попадя. Показали на РУДе (рукоятке управления двигателем) кнопки одна - СПУ - для переговоров внутри самолета, другая - в общий эфир, ее сказали - не трогать
Осмотрел приборы - всё знакомое! И альтиметр и скорость и крен-скольжение и авиагоризонт, и еще куча всего. контрольные лампы. Перед самым носом - блок контрольных ламп, компас и прибор измерения перегрузки.
Одели гарнитуру, завелись, проверили связь. Покатились, вырулили. Постояли секунд 5. Потом взлет. Все - летим. забрались на 1200. Залетели в зону над полем. Он гворит, вот наша зона, вылетать - нельзя. Передал управление. Самолет немного поерзал, но я его успокоил, Ручка достаточно легкая и очень чувствительная. Говорит давай сначала горки поделай. Только я взял на себя - сразу чувствуется перегрузка. Первое что почувствовал, что меня в кресло вжало! Градусов 20-30 подъем, затем от себя - повис на ремнях. Инструктор говорит чтобы я педали бросил, они мне пока мешают
(ну да у меня же в игре педалей нет - все джойстиком делается, нет привычки ногами работать. Буду себе делать педали - решено!) затем еще пару раз горки плавные поделал - кайф!!! Теперь говорит крен 30 градусов и плавно разворачивайся, на приборы - не смотри, смотри в горизонт, держи нос в горизонте. Раз - и делаю легкий вираж. Так по коробочке с четырьмя поворотами по 90 градусов при крене 30 градусов - пролетел. Самолет легко управляется только рукояткой (ноги-то с педалей убрал), думал придется подруливать педалями, но и так все прекрасно. Затем он говорит, хорошо, теперь крен 45 градусов и два разворота на 180. Уж не знаю как но визуально вроде 45 получилось и на себя поглубже взял. Перегрузка вжала в кресло, щеки поползли вниз, по земле смотрю, чтобы не опозориться и ровно на 180 развернуться. Это всё - как в игре. Ничего сложного. С ориентировкой - проблем нет. Выровнял полет. Он говорит, а теперь - крен 60 градусов и на себя еще глубже, если что я помогу. Я сделал крен 60 градусов, и на себя протянул. В кресло вжало, самолет крутится быстро-быстро. Я то не знаю сколько можно, делаю вираж и чувствую, инструктор еще добавил - вообще быстро, я дальше держу, он говорит - выводи. Вывел, стабилизировал. Затем Виталик не верил, что это я так самолет вел. Говорит самолет быстро-быстро куртился почти на одном месте. А я честно говоря не смотрел сколько оборотов сделал.
Вообще управлять даже проще чем в игре. Как-то интуитивно чествуется когда надо выводить. Т.е. в Игре бывает сделал вираж, выводишь, а затем опять в другую сторону для того, чтобы вернуть излишнее движение, а здесь - вывел и он прямо летит, его не колбасит, хотя может это инструктор так помогал. х.з.
Он говорит, вот 5 минут отлетали, спросил как я себя чувствую я говорю - отлично!. Если дальше хочу - можно, или прокатить с элементами высшего пилотажа. Говорю - катай. Включил камеру.
Дальше - на камере. И горки интенсивные делал и виражи и бочки и перевернутый полет. В основном полубочки и полупетли и наоборот. Перед выполнением предупреждал, что за фигура будет, после выполнения - спрашивал самочувствие. Один момент когда я руку с камерой менял снял руку с панели и он в это время нагрузил, так я руку не смог на панель вернуть! такие перегрузки!
Где-то в середине сделано три штопорных бочки. Одна - затем он спросил а я ответил, и затем еще две! Класс! (после этого сразу разворот на посадку)
https://www.youtube.com/watch?v=69C6B8Pl9uw&feature=mh_lolz&list=LLXZRhUTqco6o
В приборе, который перегрузку меряет видно, в нектороые моменты перегрузка 5 G достигает! И отрицательная тоже прикольные ощущения.
В общем - все на этом видео.
Я в общем для себя осознал, что полеты - для меня. Буду искать аэроклуб поближе!
Никаких медкомиссий, пришел, договорился, полетел - заплатил.
РП потом спрашивает, ну как от твоей игры отличается, я говорю, что да, есть перегрузка, а так - все также. А он говорит, да у тебя на лице все написано!
Мы потом с Виталиком прикинули, что это они выполняют свои упражнения, и "балласт" в задней кабине возят, да еще деньжат себе зарабатывают немного.